?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На русском языке о бронеавтомобилях наших противников, прискорбно, но пока ничего дельного не выходило. По крайне мере лично мне не попадалась на глаза “бумажная” работа по данной теме, хотя не исключено, что упустил что-то из виду…
Германская Империя.
Не буду отходить от традиций – история “бронеавтомобилестроения” началась с ‘блиндированного мотора’ Пауля Даймлера. Можно конечно сказать “фи” и припомнить бронированные локомотивы времен франко-прусской войны 1870-71, но для немцев бронеавтомобиль Даймлера и есть точка отсчета.


Бронеавтомобиль Даймлера 1905-06 г.г. Австро-Венгерская Империя.

Как это часто бывает в истории, первенец был неоценен по достоинству современниками и после удачной демонстрации возможностей нового вида оружия на маневрах 1906 г. в Силезии, бронеавтомобиль был отвергнут военными, не смотря на то, что начальник Генерального Штаба Франц Конрад фон Хётцендорф верно осознавал значимость транспортных средств, в современной войне. Основной причиной отказа стал Его Величество Случай – во время демонстрации бронеавтомобиля, пугливая лошадь сбросила одного из высокопоставленных генералов на глазах у Императора Франца-Иосифа. Престарелый монарх, не скрывая своего неудовольствия, решительно заявил окружению: эта вещь впредь не будет "использоваться в военных целях". Естественно скандал и… очередной исторический “анекдот”, но факт есть факт. Пока на бронеавтомобиль смотрели, как на диковинку. Вот что писал в своей книге “Удары молота” Генрих Эрхардт: “В 1906 году открывшейся в то время Берлинской автомобильной выставке я показал защищенный бронёй от огня пехоты и осколков гранат автомобиль с пушкой для поражения аэростатов. Однако мой проект назвали не нужной игрой и отвергли его”. На той же выставке и с тем же “успехом” демонстрировался ‘блиндированный’ “штабной” “Опель”. Германские военные испытали всё новые образцы, включая броневик “Накашидзе-Шаррон”, но от закупок отказывались. Решение о прекращении всех работ по данной тематике было принято 12 марта 1910 г. Таким образом, до войны относительно широкое распространение в Германской Армии получили грузовики-лафеты зенитных орудий, но это тема другого разговора…
“Петух клюнул”, когда германцы столкнулась с французскими и бельгийскими легкими импровизированными броневичками – “Миневра”, “Рено” и “Пежо”, использовавшихся, для разведки и связи. Потребовалось парировать, и соответствующий заказ на разработку был выдан в 22 октября 1914 г. трем фирмам: “Даймлер”, “Эрхардт” и “Бюссинг”. Исходя из кардинально иного подхода при выработке ТТЗ, согласно спецификации, броневики должны были нести не менее трех пулеметов с круговым сектором обстрела, а толщина броневых листов оговаривалась в пределах 5-9 мм. Весовые характеристики и численность экипажа играли в данном случае второстепенную роль. В начале 1915 г. каждая из вышеуказанных фирм представила по одному опытному образцу. Наиболее многообещающим, как по началу казалось, был бронеавтомобиль фирмы “Бюссинг” – А5Р.
Тяжелый бронеавтомобиль "Бюссинг А5Р", 1915 г. Впечатляющие габариты: длина - 9,5 м, ширина - 2,1 м, высота - 2,9 м.


Шасси бронеавтомобиля "Бюссинг А5Р", 1915 г.

Громоздкий, как истинный ‘тевтонец’, броневик имел полностью симметричный корпус, с двумя постами управления. Колесная формула – 4X4. 100-сильный 6-цилиндровый двигатель (диаметр цилиндра – 132 мм, ход поршня – 160 мм; коробка передач пятиступенчатая) позволял броневику, при массе в полностью снаряженном состоянии около 10 тонн, разгоняться до 35-40 км/ч при движении в обе стороны, но только по шоссе, по пересеченной же местности он передвигался с трудом. Бронирование до 7 мм. Экипаж – 9 человек. Вооружение состояло из трех жестко закрепленных в башне и корпусе 7,92-мм пулеметов MG08, и ещё шести таких переносных пулеметов.

Средний бронеавтомобиль “Даймлер М1915"

Выполненный на базе грузового автомобиля с колесной формулой 4х2, броневик “Даймлера” был наиболее консервативным из представленных на испытание. Двигатель “Даймлер” M1464, 80-сильный, 4-цилиндровый (объем 9850 см³, 1200 об\мин, коробка передач четырехступенчатая), позволял почти 9 тонному броневику развивать максимальную скорость до 38 км/ч при движении вперед и 33 км/ч назад. Бронирование – 7 мм. Экипаж – 9 человек: командир, два водителя, шесть пулеметчиков. Вооружение – три 7,92-мм пулемета MG08. Броневик оснащался радиостанцией, хотя пользоваться ей можно было только на стоянке.


Средний бронеавтомобиль “Эрхардт” E-V-4, M1915

 

Прототип броневика “Эрхардт” (M1915), имел в основе шасси военного грузовика модели E-V/4, выпускавшегося по лицензии "Австро-Даймлер" (лицензия от 1913 г., на этих же шасси строились 77 мм противобалонные зенитные пушки). Построен в середине октября 1915 г в единственном экземпляре. 10 декабря 1915 прошёл испытания, и был передан 1-му “бронеавтомобильному-пулемётному взводу” (Panzerautomobile-MG-Zug 1), куда он был зачислен, как и другие опытные броневики, в середине марта 1916.
Технические данные:
Экипаж: 10 человек
Мотор: Эрхардт 4 цил, 85 л.с.
Макс. скорость вперед: 33 км/ч, назад: 30 км/ч.
Двойное управление (дополнительное место водителя сзади), полный привод 4х4.
Коробка 4-х скоростная с реверсом (можно 4 передних скорости и 1 заднюю менять, то есть на 4 задние и 1 переднюю).
Колёса литые чугунные, шины из сплошной резины (не пневматика). В 1916 году задние колёса усилили, поставили двойные. По бокам установлены щитки для подкладки под колёса в случае застревания в грязи.
Длина: 5600 мм
Ширина: 2000 мм
Высота: 3000 мм
Масса: 9000 кг
Толщина брони: лоб и корма - 7 мм, борт - 5 мм. Вооружение 2 пулемёта типа MG 08 в башне и один такой же в резерве, но наличие многочисленных люков предусматривало установку дополнительных пулемётов в корпусе, также было пулеметное крепление на радиаторе для стрельбы по воздушным целям.

Более подробно о броневике “Эрхардт”



Ни фирма “Даймлер”, ни “Бюссинг”, загруженные другими заказами не могли преступить к серийному производству бронеавтомобилей. В 1917 году фирма "Эрхардт" построила еще 12 броневиков - это все немецкие заводские БА (не считая суррогатных эрзацев) за всю войну. Всего же германцы построили 17 настоящих броневиков…
Почти всю войну, немецкие бронечасти практически не воевали, а боролись с собственными техническими проблемами их сложных машин, время, от времени занимаясь прифронтовым патрулированием и боевым охранением, перебрасывались с фронта на фронт, оттягивались в тыл для ремонта - больше всего служили пропагандистским действиям - особенно на Восточном фронте, где потери германцев от русских БА были значительны. Типа: у нас тоже есть броневики. К 18-году почти все немецкие бронечасти были переброшены на Восток, они приняли участие в наступлении в Прибалтике и на Украине (2 из них отличились в отбитии десанта Красных в Миусской бухте), но и на оккупированных территориях их основной задачей оставалось патрулирование.
Если конкретно говорить об отдельных судьбах германских броневиков, то единственный образец А5Р в конце 1916 г. отправили на Восточный фронт в состав Panzerkraftwagen-MG-Zug 1. Он некоторое время участвовал в боях в Румынии, а в 1918 г. бронеавтомобиль перебросили на Украину.


Тяжелый бронеавтомобиль “Бюссинг” A5P, Киев, 1918 г. (1. PzAto-MG-Zug) Из коллекции Станислава Кирилеца.

Вплоть до начала 1919 года А5Р находился на оккупированной территории, пока из Германии не поступил приказ об эвакуации войск. В виду невозможности эвакуировать всю технику бронеавтомобильному взводу пришлось бросить часть машин в Николаеве, предварительно полностью выведя их из строя. По всей видимости, такая участь постигла и А5Р, поскольку в числе бронемашин достигнувших Кавказа, откуда немецкие войска были отправлены в Европу, он не значился. Смутная история и у “Даймлера”, но есть все основания полагать, что он был как-то потерян в ходе боёв в Прибалтике.
Средний бронеавтомобиль “Эрхардт” E-V-4, M1917, Киев, 1918 (2. PzAuto-MG-Zug).  Из коллекции Станислава Кирилеца.


Средний бронеавтомобиль “Эрхардт” E-V-4, M1917, Ростов-на-Дону, 1918 (6. PzAuto-MG-Zug).  Из коллекции Станислава Кирилеца.

Насчет боевых потерь, то первую германцы понесли под Козинкой в 1918 году (недалеко от Харькова), там Красные взяли в бою один "Эрхардт М1917", экипаж погиб. Это единственная потеря, которые немцы признают, изучая данные германских архивов историки Петтер, Кауфхольд-Ролль и Штразхайм не нашли больше ничего. По их данным, при отходе из Поти в 1919-м вся матчасть была самими же германцами взорвана, включая броневики 1-го взвода. Значит, и единственный М1915 по их данным был уничтожен. Дальше начинается исторический детектив. Фотография трофейного "Эрхардт М1915” у белых, документально необъяснима.




Оба фото из коллекции Михаила ака-BMW.

Причем броневик подвергся частичной переделки: защита ствола пушки (судя по всему, автоматическая пушка Беккера, но она 20 мм, хотя это утверждение спорно) на "Полковнике Безмолитвенном", это явно русское изобретение, так же стоит уже бронещиток на радиаторе, вначале были только бронежалюзи, видимо тоже наше, отечественное дополнение…
Не менее запутана и дальнейшая история германских бронеавтомобилей. Парадокс ситуации заключается в том, что после войны, в короткий период до начала репараций в Германии было построено больше броневиков, чем за всю войну. Значительное число суррогатных, но до сих пор ни один из них точно с уверенностью на 100% не опознан, из-за отсутствия данных. Многие армейские архивы, особенно прусские сгорели в 1945 году. Тщетно пытались немецкие историки восстановить все, до сих пор ничего не найдено. Все историки работают только с фотографиями, (немцы имели привычку фотографировать свои броневики и тиражировать их массово как фото-открытки, их сохранилось много, часто всплывают новые) по ним спекулятивно пытаются провести идентификацию, отсюда и появляются такие нелепости, как “Эрхардт-Даймлер”. Знаменитый историк Петтер по крупицам восстановил только годы 1-й Мировой состав немецких пулеметно-бронеавтомобильных взводов, их участие в войне и их матчастъ. Но в них были только серийные, заказанные военным министерством машины и трофейные русские, бельгийские и итальянские (суммарно не более 30 машин). Суррогаты были и во время войны, но не в бронеавтомобильных взводах, по ним данных тоже почти нет, кроме фотографий….

Австро-Венгерская Империя.
Консерватизм Императора Франца-Иосифа и его окружения привел к тому, что австро-венгерская армия неожиданно столкнулась с новой напастью на русском, а потом и итальянском фронтах. Вдруг у противника оказался эффективный и универсальный инструмент. Реакция последовала, но вялая и строительство бронеавтомобилей не приняло такого масштаба, как в России. Наиболее многочисленный (по меркам Австро-венгерской армии) были броневики “Юнович” или официально - "Panzer Auto 1” или P.A.1.



Внешне они напоминали всех прочих, созданных на скорую руку, из подручного материала и на коленке – предельно простой коробчатый корпус с прорезанными пулеметными амбразурами. Первые три броневика имели шасси 3-х тонных грузовиков “Фиат” (40-сильный двигатель), еще два построенных в 1917 г. - “Бюссинг” (36-сильный) и “Заурер” (34-сильный). Бронирование: лоб – 7 мм, борт – 5 мм. Масса броневиков (сугубо умозрительно) – по крайне мере 4 тонны. Длина (опять же приблизительно) – 5,7 м, ширина – 1,9 м, высота – 3,5 м. О динамических качествах тоже можно только предполагать: есть информация, что “Юнович-Фиат” мог разогнаться до 35 км/ч и имел запас хода 340 км. Вооружение броневиков состояло из двух 8 мм пулеметов Schwarzlose M07/12. Экипаж пять человек.


Бронеавтомобиль “Юнович-Заурер”, Галиция, 1917 г. Из коллекции Станислава Кирилеца.

Бронеавтомобиль “Ромфель” разительно отличался от вышеописанных “сараев на колесах”, он был эстетически красив и элегантен. Название происходит от первых букв фамилий создателей - гауптмана инженера Романик и оберлейтенанта Феллнера. Строился в Будапеште, в инициативном порядке армейским авторемонтным депо (в данном случае могу и ошибаться - Automobil Ersatzdepot – так в первоисточнике) с привлечением частных фирм, закончен в последних неделях августа 1915 г.



История и устройство “Ромфель”, не менее туманна, чем прочих немецких броневиков. Историк Петер Юнг предположил, что при создании броневика использовалось либо шасси “Мерседес” (95-сильный двигатель с цепной передачей) либо “Самсон M09” (4-цил, 75-сильный). Первая версия наиболее правдоподобна. Масса броневика - 3 т (иные источники - до 7 тонн, вот что значит неясности с типом шасси, хотя цифра явно сомнительная, но факт есть факт), длина - 5,67 м, ширина - 1,8 м, высота - 2,48 м. Бронирование – 6 мм. Вооружение: одни 8 мм пулемет Schwarzlose M07/12 (боезапас 3000 патронов) в башенке, который мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом фирмы ”Сименс-Гальске”. Максимальная скорость хода до 26 км/ч. Запас хода от 100 до 150 км. Экипаж состоял из 2-х человек. Вероятно, броневик получился перетяжеленный, с плохими динамическими характеристиками и плохой проходимостью вне шоссейных дорог.



Второй (?) “Ромфель” был построен в 1917-ом или даже в конце 1918 г. Для броневика использовалось другое шасси, и, по мнению Петера Юнга – “Голиаф M09” (6-цил, 90-сильный двигатель), к тому же один или два (?!) броневика были восставлены или восстанавливались (процесс, возможно, был прерван окончанием войны и начавшимся вскорости бардаком) на шасси, захваченных у итальянцев 2-х тонных “Фиатов”. Считается, что они были переданы или захвачены в 1918 г. Румынией и переименованы в “Ресита”, хотя вероятно всего, это название взялось из-за названия фирмы, занимавшей бронировкой шасси.



О боевом применении австро-венгерских бронеавтомобилей ничего не известно, только домыслы. Достоверно только то, что в 1918 г. броневики свели в состав K.u.K. Panzerautozug No.1 на итальянском фронте. Состав этого подразделения: один “Ромфель”, два “Юновича” и два трофейных – итальянский “Лянча” (Lanzia IZ) и наш “Остин” 1-ой серии. Участвовало ли подразделение в боях и находилось в резерве, на этот вопрос я ответ не нашел. Может, кто из читателей осведомлен в этом вопросе и дополнит…

Оттоманская Империя.
Считается, что туркам её союзники броневиков не поставляли, и имелся единичный случай, когда Германия передала одну зенитку на шасси грузовика (“Эрхардт-Рейнметал” или “Крупп-Даймлер”), которую всё же обслуживал немецкий персонал. Имевшийся у турок полубронированный автомобиль “Гочкисс” (модель 1909 г.), мог использоваться только в качестве учебного. Существует еще туманная история, что один “Роллс-Ройс” был захвачен у англичан, но фото-фактов пока этому нет….

Выводы:
Германские броневики были малочисленны, громоздки, перетяжеленны, конструктивно не надежным (учитывая выбранную формулу шасси 4X4, считавшуюся слишком сложной, тяжелой и дорогой) и обладали слабым вооружением. При желании нет сомнений, что германцы могли развернуть серийное производство, но это вопрос альтернатив, а “если та лошадь не испугалась” или “обер-лейтенант Бурштын был услышан”…

При написании данной статьи, кроме книжек и справочников, прежде всего использованы тексты с форумов
http://voenforum.ru и http://1914.borda.ru/ и информативные посты Станислава Кирилеца.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
sanitareugen
May. 27th, 2009 05:03 am (UTC)
Какой изящный выгиб корпуса у "Ромфеля"...
Я бы даже сказал - линия попы...
Очень красиво, но зачем?!
infernet79
May. 27th, 2009 05:40 am (UTC)
Re: Какой изящный выгиб корпуса у "Ромфеля"...
Предположу, что из тех же соображений, что у броневика прапорщика Вонлярлярского.


Придать корме обтекаемую пулестойкую форму, так как тактическим приемом было выдвижение на линию огня задним ходом, дабы в случае надобности быстро вывести машину из под огня противника.
tdaniels
May. 27th, 2009 05:09 am (UTC)
Они прекрасны!
borianm
May. 27th, 2009 09:59 am (UTC)
Личное.
Спасибо, очень интересно, хорошо что собрали что нашли в одном месте. А полубронированные немецкие ЗСУ времен ПМВ включить не хотите?
infernet79
May. 27th, 2009 10:06 am (UTC)
Re: Личное.
Их следует рассматривать отдельно. Доработаю материал и выложу. Благо есть что рассказать.
patetlao
May. 27th, 2009 04:27 pm (UTC)
Эрхардт М1915
значит в Поти немцы соврали своему начальству.
irao
May. 27th, 2009 09:25 pm (UTC)
Danke!
Спасибо за упоминание моего имени в ссылках! Только фамилия Кирилец при склонении звучит не Кирилеца, а Кирильца :)
Хорошое резюме, удивляет только повторение соверских мифов о броневике под названием "Накашидзе" - князь не имел к его конструкции никакого отношения, кроме коммерческого, пытаясь продать их партию в России. Это был проект французского инженера Гюйе! Да и "Шарроном" его назвать нельзя, т.к. фирма, построившая его в то время называлась "Шаррон. Жирардо и Вуа" ("Charron, Girardot et Voigt"), сокращенни ШЖВ (CGV), только с 1917 (вроде бы, если не позже, не помню точно) она была переорганизована и получила название "Automobiles Charron". Так что первый броневик в России назывался просто "ШЖВ" и совсем он не "Накашидзе".
С уважением, Станислав Кирилец
irao
May. 27th, 2009 09:30 pm (UTC)
Re: Danke!
Добавлю, что серийному производству германских броневиков помешала одна причина - маниакальное желание кайзера Вилли победить англичан на море - бронневые листы были строго лимитированы и почти все шли на постройку Кригсмарине. Именно по этому расцвет германских БА пришёлся на 1919 год, когда война была проиграна и строительство военного флота запрещено, тогда и начали строить уже много БА новых модификаций для ШуПо и Рейхсвера.
infernet79
May. 28th, 2009 12:18 am (UTC)
Re: Danke!
Очень интересное дополнение, спасибо!
patetlao
May. 28th, 2009 05:14 pm (UTC)
вопросы
а Эмиль Войт - француз? К фирме "Войт" и её трансмиссиям он отношения никакого не имеет?


И когда Жирардо ушёл из компании в 1906-ом году, как она стала английской?
irao
May. 28th, 2009 07:22 pm (UTC)
Re: вопросы
Нет, францут Вуа не имеет отношебия к Войту (вобще-то это имя немецкое, Фогт, есть такая область в Восточной Германии - Форгланд, там жило племя фогтов и это имя происходит именно оттуда, но в разных языках по разному звучит, весьма распространено в Европе). С годом (1917) я описку допустил, но причём тут Англия? ШЖВ и её наследник Шаррон французские фирмы!!!

Вот небольшой отрывок из нашей книги, посвященой автомобильным войскам Российской Империи, там и броневой вопрос подробно описан:

Геннадий КАНИНСКИЙ, Станислав КИРИЛЕЦ. «АВТОМОБИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ» ГЕНЕРАЛА СЕКРЕТЕВА

С Русско-японской войной отчасти связан и эпизод появления в Русской Императорской армии первой боевой машины – бронеавтомобиля. Упомянутый выше энтузиаст моторизации России отставной офицер князь М.А. Накашидзе в 1904 году записался добровольцем на Маньчжурский фронт, где в чине подъесаула командовал отрядом разведчиков при 7-м Сибирском казачьем полку. В 1905 году М.А. Накашидзе представил Главнокомандующему русскими войсками генералу от инфантерии Н.П. Леневичу доклад с предложением выписать из Франции при его посредничестве один боевой «блиндированный» автомобиль. К этому времени в Европе уже были построены несколько опытных образцов бронеавтомобилей. В 1900-1903 годах были испытаны лёгкие полубронированные автомобили – «Симмс» в Англии, «Гочкисс» и «Шаррон, Жирардо и Вуа» во Франции, а также полноприводный броневик «Даймлер», построенный австрийским отделением этой немецкой фирмы. С фирмой «Шаррон, Жирардо и Вуа» («ШЖВ») М.А. Накашидзе в прошлом имел партнёрские отношения. До русско-японской войны князь жил в Варшаве и был соучредителем Варшавского товарищества эксплуатации автомобилей «Большой международный Гараж». Видимо поэтому выбор пал на новую конструкцию бронеавтомобиля фирмы «ШЖВ», испытанного французской армией в 1903 году. Генерал Леневич одобрил начинание князя и выдвинув ряд требований к конструкции машины. После чего французы приступили к постройке броневика.
В марте 1906 года бронеавтомобиль «ШЖВ» по железной дороге прибыл в Петербург и поступил на артиллерийский склад в Петропавловской крепости. Вместе с машиной прибыл и французский механик. Несколько отступим от повествования и заметим, что в литературе эту машину часто называют «Броневиком Накашидзе». Это определение не совсем точное. Кроме посредничества, князь отношения к машине не имел, а её конструктором был отставной полковник французской артиллерии Гюйе. Вскоре на глазах у специально созданной при Главном артиллерийском управлении комиссии под председательством генерал-лейтенанта М.К. Тахтарева бронеавтомобиль был испытан. Комиссия выявила некоторое несоответствие технических данных машины с выдвинутыми для броневиков требованиями. Особенно военных не удовлетворила проходимость машины. Было решено: «Блиндированный автомобиль не может быть допущен к приёму».
patetlao
May. 28th, 2009 10:13 pm (UTC)
Re: вопросы
вобще-то это имя немецкое, Фогт - Я знаю.

но причём тут Англия? ШЖВ и её наследник Шаррон французские фирмы!!! - потому что англичане пишут, что с уходом из ЖШВ Жирардо, фирма не только поменяла название, но и стала котролироваться британским капиталом. Поэтому и спрашивал.

За отрывок спасибо. Вы его в шушпанцере разместите, чтоб расставить все точки над i в деле "броневика Накашидзе".
irao
May. 28th, 2009 11:55 pm (UTC)
Re: вопросы
Не знаю, что англичане пишут, да и не существенно, чей капитал в фирме преобладал, уже тогда многие заводы контролировались самым смешанным капиталом "золотого интернеционала". Факт - заводы находились во Франции и марка "Шаррон" французская.

Разместите пожалуйста сами мой отрывок, а то я уже устал бороться с клише и неправдой советских писак. Я уже в лайв-журнале и на многих форумах НЕОДНОКРАТНО повторял, что Накашидзе не конструировал броневик ("Панавто" торгует Мерседесами, но никому в голову не приходит назвать их конструкцию "Панавто" :) и что немцы не "изъяли" и "не сняли с платформ" броневики, как это какой-то невежда когда-то написал и ВСЕ за ним повторяют. Германская Империя не Сомали, они не были пиратами и ворами, они НИКАК не могли присвоить чужую собственнось, просто воспользовались случаем, что появились на рынке, да еще на их территории, никому не нужные БА и купили из задёшево. В бундесархиве есть все договоры о покупке двух "ШЖВ" германским военведом, у меня есть уникальная фотка одного БА в Германской армии, слегка модернизированного.
patetlao
May. 30th, 2009 10:48 pm (UTC)
Факт - заводы находились во Франции и марка "Шаррон" французская. - Это никто сомнению не подвергает.

Разместите пожалуйста сами мой отрывок, а то я уже устал бороться с клише - нет, всё-таки автор книги вы, а не я. Лучше вы сами.
arseny_tsaplev
Feb. 18th, 2014 08:35 am (UTC)
Re: вопросы
Извините, что влезаю в старый пост пятилетней давности, но я только что его нашел. :)

Скажите, но правда ли что Накашидзе был директором отдела броневых автомобилей в фирме "Charron, Girardot et Voigt" ?
Или это тоже вранье?

Если так, то вопрос о приоритете приобретает странный вид... :)
irao
Feb. 18th, 2014 04:32 pm (UTC)
Re: вопросы
Это со слов Накашидзе. Тщательные поиски во французских источниках данный факт не подтверждают.
Все известные подробности этого дела мы описали в журнале "Техника и Вооружение", вот тут можно почитать:
http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/BraShGzV/BraShGzV001.htm
irao
May. 28th, 2009 07:23 pm (UTC)
Князя Накашидзе же такое решение комиссии не удовлетворило, и 14 июля 1906 года он подал прошение на имя начальника Главного штаба генерал-лейтенанта Ф.Ф. Палицина. При этом князь в очередной раз ссылался на имеющиеся у него приватные сведения о заказах крупной партии таких броневиков военным министерством Японии. Ранее Накашидзе, пытаясь заинтересовать Военное ведомство бронеавтомобилем, писал о крупных заказах на машину армиями Франции и Германии, вероятно, такими методами, попахивающими авантюризмом, он пытался оказать давление на военное руководство. На прошение была наложена резолюция: «Просить о передаче бронированного автомобиля в распоряжение Штаба Красносельского лагерного сбора на время с 24 июля». Для новых испытаний была назначена комиссия под председательством командира лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона Свиты Его Величества генерал-майора А.Н. Розеншильд фон Паули. На испытаниях в Красном Селе, проходивших с 25 июля по 5 августа 1906 года, броневик «ШЖВ» был представлен Государю. Несмотря на то, что, по мнению комиссии, «испытания были далеко не полны и желательно поставить их на более широкую ногу», Главное управление Генерального штаба решило: «Бронеавтомобиль... мог бы быть пригоден для выполнения известных боевых задач, а потому таковой желательно приобрести в Военное ведомство для развития дальнейших испытаний с ним и с целью усовершенствования его технических данных».
12 августа 1906 года штабс-ротмистр князь М.А. Накашидзе трагически погиб во время террористического акта на даче министра внутренних дел П.А. Столыпина. Тем временем фирма «ШЖВ» отправила в Россию ещё шесть бронеавтомобилей, но таможня их через границу не пропустила. Два броневика из этой партии были со скидкой куплены Германией, остальные вернулись во Францию, где простояли в гараже фирмы «Шаррон» (после реорганизации в 1906 году бывшая фирма «ШЖВ» получила новое название «Автомобили Шаррон») до августа 1914 года, после чего были выкуплены французским военным министерством. Компания «Шаррон» затеяла с Военным министерством России тяжбу, так как покойный князь «по недоразумению обнадёжил фирму, что будут приобретены ещё шесть таких автомобилей». Французам вежливо отказали, обратив их внимание на то, что к личным планам Накашидзе Военное ведомство России отношения не имеет.
Испытанный в России броневик, 9 января 1907 года, был выкуплен в казну. После чего он прошёл ремонт на Путиловском заводе в Петербурге. В октябре 1907 года машина подверглась испытаниям на ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. В декабре 1907 года «было признано желательным испытать бронеавтомобиль при крепости Выборг, в районе которого встречаются извилистые дороги и крутые подъёмы». В апреле следующего года бронемашина подверглась осмотру офицерами Главного инженерного управления (ГИУ), которые выявили необходимость ремонта и частичной замены некоторых её частей. Велись переговоры с петербургским Торговым домом «Победа» о проведении капитального ремонта машины. Надзор за ремонтом было решено поручить начальнику артиллерии Петербургского военного округа. Однако эти планы остались на бумаге.
15 ноября 1908 года бронеавтомобиль «ШЖВ» был передан в полное распоряжение Штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа в виде шасси, предназначенного для установки открытого штабного кузова. Машина была разбронирована. Снятая с неё броня была передана Офицерской стрелковой школе, где её испытывали на пробиваемость новыми пулями. История с броневиками в Русской Императорской армии получила дальнейшее развитие лишь в 1914 году.

Справка:
Князь М.А. Накашидзе основал в 1902 году совместно с графом Потоцким и полковником Головиным в Варшаве предприятие – Варшавское товарищество эксплуатации автомобилей «Большой международный гараж». В мастерских гаража в 1902-1904 годах было построено несколько легковых автомобилей и автобусов с двигателями французской фирмы «Мютель». Но главным занятием фирмы была торговля импортными машинами, в основном французскими «ШЖВ», «Мютель», «Панар-Левассор», «Де Дион-Бутон», «Жорж Ришар», «Морс». Накашидзе участвовал в организации омнибусного сообщения в Царстве Польском. Позже его дело было продолжено варшавскими экипажно-кузовными фирмами «К. Рентель» и «В. Романовский».
irao
Dec. 16th, 2012 02:35 am (UTC)
Неавно узнал, что "Бюссинг" немцы все-же вывезли в Германию, он участвовал в революционных боях в 1919-м. Есть даже уникальное фото, где он на службе фрайкора уже в камуфляже под названием Grobetier ("Грубое животное"), но оно в частной коллекции и я не имею права его показать.
infernet79
Dec. 16th, 2012 11:24 am (UTC)
Обзорную монографию-справочник не предполагаете написать? Очень хотел бы иметь нечто подобное под рукой.
irao
Dec. 16th, 2012 01:28 pm (UTC)
Есть такие планы, но до их реализации ещё далеко, текучка много времени занимает.
Сейчас готовлю материал по мифическим германским броневикам 1914 года для "Техники и Вооружения".
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

infernet79
infernet79

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel