infernet79 (infernet79) wrote,
infernet79
infernet79

Categories:

К вопросу о механизации Русской Армии во время Великой войны

Долгое время мне не удавалось найти информацию о численности и составе автопарка Русской Армии. В работе Н.Н. Головина “Военные усилия России в Мировой войне” (“Кучково поле”, Москва, 2001) приводятся общие цифры: на 1 июля 1917 г. имелось 8363 грузовых авто всех типов; к 1 сентября 1917 г. - приблизительно 5000 из которых 2700 грузоподъемностью от 1,5 до 2-т. и 2300 от 3 до 5-т. Негусто. Забытая война, как никак. Кое-что прояснилось в марте этого года, уважаемый Stanislaus (в миру Станислав Кирилец), предоставил нижеследующую информацию…
В 1914 году на рынке автомобилей в России лидировали немцы, на их долю приходилось около 70%, за ними с отрывом французы - около 18%, а американцы имели 2%. Наглядный пример, того, как потребитель стремится получить наиболее качественный (и совершенный с технической стороны) продукт, не смотря на его высокую стоимость. Косвенным доказательством надежности немецких машин являлось их довольно большое число в Русской Армии даже в 1917 г., при практически полном отсутствии запчастей…


Грузовики White TAD, разгрузка в Архангельске 1915 г. Из коллекции Станислава Кирилеца.

Война резко изменила ситуацию, и нам поневоле пришлось закупать только то, что можно было достать. Американская же автопромышленность, получив колоссальных рынок сбыта, просто не смогла его наполнить, однозначно переоценив свои возможности. Срывы сроков поставок, негодное качество целого ряда поставляемых марок авто, скорректировали закупочную политику и Русская Армия, быстро определилась, что следует покупать, а от чего категорично отказаться, не смотря на нужду.

Количество приобретённых Военным ведомством за 1914 – 17 гг. автомашин (по данным Всероссийского земского союза):
Грузовиков – 13598
Легковых автомашин – 7506
Санитарных – 2173
Автоцистерн – 569
Авто-кухонь – 234
Авто-мастерских – 302
Авто-депо – 45
Бронированных автомобилей – 490
Осветительных автомобилей – 10
Автомобилей-омнибусов – 51
Всего: 24978

Количество автомобилей в Русской армии на 1 июля 1917 г. (по данным Всероссийского земского союза):
Марка (страна производства) Легковые – Грузовые Всего
«Адлер» (Германия) 37 - 37
«Бенц» (Германия) 326 85 411
«Берлие» (Франция) 142 172 314
«Бурфорд» (Великобритания) - 14 14
«Бюссинг» (Германия) - 22 22
«Ганза» (Германия) 12 - 12
«Гарфорд» (САСШ) - 189 189
«Гупмобиль» (САСШ) 132 - 132
«Даррак» (Франция) 17 - 17
«Даймлер» (Германия) - 55 55
«Делоне-Бельвиль» (Франция) 27 - 27
«Делагэ» (Франция) 23 - 23
«Джеффери» (САСШ) - 481 481
«Заурер» (Швейцария) - 142 142
«Кейс» (САСШ) 258 - 258
«Кроcслей» (Великобритания) - 110 110
«Лаурин-Клемент» (Австрия) 102 3 105
«Локомобиль» (САСШ) 227 44 271
«Ля Дюпр» (Франция) - 20 20
«Маннесман-Мулаг» (Германия) - 20 20
«Мерседес» (Германия) 167 2 169
«Металлуржик» (Бельгия) 38 - 38
«Минерва» (Бельгия) 41 - 41
«Митчелл» (САСШ) 31 - 31
«Оверленд» (САСШ) 19 - 19
«Опель» (Германия) 249 67 316
«Остин» (Великобритания) 2 206 208
«НАГ» (Германия) 45 8 53
«Непир» (Великобритания) - 135 135
«Паккард» (САСШ) 296 1871 2167
«Пежо» (Франция) 117 19 136
«Пирлесс» (САСШ) - 336 336
«Пирс-Арроу» (САСШ) 315 201 516
«Рено» (Франция) 104 633 737
«Руссо-Балт» (Россия) 155 31 186
«Ровер» (Великобритания) 18 - 18
«Санбим» (Великобритания) - 15 15
«Сиддлей-Дези» (Великобритания) - 103 103
«Студебеккер» (САСШ) 132 - 132
«СПА» (Италия) - 11 11
«Тальбот» (Великобритания) 58 11 69
«Уайт» (САСШ) - 2591 2591
«Федераль» (САСШ) 1 89 90
«ФИАТ» (Италия) 93 321 414
«Форд» (САСШ) 65 - 65
«Шеффилд-Симплекс» (Великобритания) 8 - 8
Прочие фирмы 751 356 1107
Всего: 4008 8363 12377


Грузовик White TAD. Июль 1915 г., д. Каромино. Из коллекции "BMW"

Согласно таблице основу разношерстного грузового автопарка Русской Армии составляли «Уайты» и «Паккарды». 4462 единиц или примерно 53% от общей численности. Неудивительно, если именно «Уайты», считались самыми надежными американскими грузовиками и поставлялись исключительно в Армию, в ВЗС имелось всего около 20 штук.


Грузовик White TAD, Галиция 1916. Из коллекции Станислава Кирилеца.

Другим фактом, является то, что нам не поставлялись грузовики фирмы “Мак”, хотя американцы продавали все подряд, а мы естественно покупали, даже экзотические машинки фирм-однодневок. Примечательный факт, так как “Маки” закупала Британская армия, и на Западном Фронте они показали себя с самой лучшей стороны, включая важный для нас критерий проходимости. «Рено», «Джеффери», «Пирлесс» и «ФИАТ» - составляли вторую группу по численности, суммарно их доля равнялась 21%.


Грузовики Jeffrey Quad

Естественно в Русской Армии происходила оценка эксплуатационных качеств имеющихся машин, каждая авторота и автокоманда вела эксплуатационные журналы, вплоть до расхода масла и топлива, но, к сожалению, мало что сохранилось…
Автопарк ВЗЗ и ВЗГ, был практически такой же, как и у Русской Армии, только им доставались машины похуже, тех же "Фордов" у них было много, а Армию с 1916 г. их не поставляли по причине их ужасного качества. Показательно, что согласно отчета автомобильного отдела ВЗС грузовики "Гарфорд" получили очень плохую оценку: слабый двигатель, плохая конструкция передней оси на московском булыжнике цапфы ломались после 500 вёрст пробега, на фронтовых полевых мягких дорогах они держались дольше, замена цапф на более крепкие приводила к разрушению балки передней оси. Видимо вагонная компоновка привела к перегрузки передней оси. С 1916 года ВЗС стал заменять "Гарфорды" на американские грузовики марок "Пирлесс", "Пирс-Арроу", "Паккард", "Федераль" и "Уайт", они были намного надежней. Что касается “Гарфордов”, опять же по данным ВЗС стоимость пудо-версты на “Гарфорде” колебалась в разные месяцы от 7,36 до 15,07 копеек, а на грузовом "Пирс-Арроу" от 3,6 до 3,78 копеек, а потом на "Пирсах" была снижена до средней 1,80 копеек. Разница значительная.
В феврале и марте 1916 года 3/4 (!!!) всех "земско-союзных" “Гарфордов” стояли с поломанными цапфами, (цитата: "Замена у “Гарфордов” цапф усиленными не принесла полного исправления, так как стали ломаться передние оси, чашки цапф и рессоры") а "Пирлессы работали исправно". "Пирс-Арроу оказались самыми работоспособными", в июне 16-го стали поступать "Паккарды, купленные взамен “Пирлесс”, которых на рынке не оказалось". Как раз в это время "Пирлессы" стали массово поступать в британскую армию, видимо англичане перекупили хорошие и надежные грузовики.

Выводы сделанные, уважаемым Станиславом Кирилецем:
1) В условиях войны на приобретение автомобилей влиял рынок, покупали не всегда, что хотели, а то, что можно было "достать".
2) "Легендарные" "Гарфорды" вероятно послужили базой для броневиков не по желанию, а по нужде, в 1914 году трудно было "достать" другие грузовики, "Гарфорд" среагировал на спрос русского рынка оперативно. Причем, малоизвестная локальная фирма "Гарфорд" неплохо "поднялась" на русских заказах, как впрочем, и весь американский автопром.
3) "Падеж авто" в первую очередь происходил от их поломок, они сыпались, несмотря на развитую ремонтную базу. У германцев и французов тоже был "падеж", около 30%, но у нас он был примерно 50% (американские машины по любому ВСЕГДА уступали качеством европейским). Но были и боевые потери тоже, в том числе и захват в плен. Например в январе 1915 года при отступлении Северного фронта 10-я авторота из-за невозможности оперативно доставить свои машины к ж/д вокзалу в Маркграбово (дороги были занесены снегом), сожгла и бросила 50 практически новых автомобилей…

Еще раз повторю, данный интересный материал не мой, я лишь свел тексты и сделал небольшую правку. Пиарю форум: http://voenforum.ru/
Tags: авто, пмв, русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments